Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

О парусном спорте!

Среда, 24.04.2024
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Учебный » Постройка яхт » ПОСТРОЙКА ШВЕРТБОТА "РОБИНЗОН" (ЖОРЕС ИВАНОВИЧ В РОЛИ ЯХТЕННОГО КОНСТРУКТОРА)
ПОСТРОЙКА ШВЕРТБОТА "РОБИНЗОН"
disruДата: Понедельник, 06.10.2008, 21:58 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
Лето кончалось. Все чаще небо стало затягивать тучами, моросил дождь. Свирепые ветры гнали тяжелые волны, они разбивались о набережную холодными брызгами.

В такую погоду не очень-то хотелось выходить на воду в легких открытых лодках, в которых уже через полчаса оказываешься мокрым с ног до головы. Лишь в редкие солнечные дни на пирсе, выделенном детской секции, становилось шумно - можно было потренироваться под парусом в учебной зоне. К этому времени вошел в строй уже шестой по счету "Оптимист". А потом начались занятия в школе. Времени для выходов в море было мало: с утра - уроки, а в 7 часов уже смеркается.

Жореса Ивановича все чаще заставали в мастерской, где он опять заготавливал какие-то рейки, что-то вычерчивал на кусках обоев, оставшихся у него после ремонта квартиры. Ребята заходили сюда, чтобы посмотреть новые журналы, встретиться с друзьями, смастерить какую- нибудь нехитрую поделку для дома или для школы. Получилось что-то вроде клуба.

Нет-нет кто-нибудь и спрашивал "директора верфи": чем же мы займемся зимой?

- Есть у меня, ребята, идея. Шести "Оптимистов" все-таки маловато. Их не хватает даже для вас - тех, с кем мы открывали свою верфь. А ведь, надеюсь, к нам придет пополнение! Значит, первое: нужно и свою флотилию пополнять. И второе: сам-то я до сих пор без лодки. Дори, конечно, лодка хорошая, но все же маловместительная, да и под парусом не ахти какой ходок. А случись кому перевернуться - разве я могу поднять неудачника из воды или помочь ему поставить лодку на ровный киль? Дори не любит никакой возни. Вот я и задумал предложить вам построить швертбот поостойчивее и покрупнее.

- А какого же класса он будет?

 
disruДата: Понедельник, 06.10.2008, 21:59 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
- Точно такой швертбот, ребята, еще не был построен никогда. Подумал я хорошенько, посоветовался кое с кем и набросал проект. Посмотрите: может быть, он вам понравится?

Жорес Иванович скромно развернул один из обойных свертков. Ребята увидели чертеж довольно странной лодки, напоминающей "Оптимист", но только с двумя мачтами и вдвое большей длины.

- Верно! Я хочу использовать паруса от "Оптимиста", которые мы уже научились шить, прямо скажем, неплохо. И все остальное, кроме мачт, тоже можно взять от наших швертботов: детали рулевого устройства, блоки, гики. В остальном же новая лодка напоминает "Оптимист" только внешне - очертанием бортов.

Теперь вы в чертежах разбираетесь. Попробуем-ка, глядя на них, сформулировать, чем новый швертбот отличается от "Оптимиста".

Во-первых, вместо совершенно плоского днища, у него - днище с небольшой килеватостью или, другими словами, с V-образностью. В носовой части скула поднимается выше ватерлинии; благодаря этому лодка не будет "цеплять" носовым транцем гребешки волн при лавировке. Если вы представите себе ватерлинию, то окажется, что ее носовой конец не тупой, как на "Оптимисте", а сужающийся, как на лодках с острым форштевнем. Почему я не сделал острого носа? Хотелось сохранить все достоинства корпуса с носовым транцем: большую площадь ватерлинии, а следовательно, высокую начальную остойчивость и хорошую всхожесть на волну, в частности - на попутных курсах. Когда такой швертбот нагоняет крутую волну, он не втыкается в нее штевнем с риском опрокинуться, а мягко всплывает.

Второе отличие: вместо кинжального шверта применен вращающийся, перо руля сделано подъемным. Конечно, швертовый колодец при таком варианте занимает гораздо больше места, зато, если швертбот "наедет" на мель, шверт и руль "автоматически" поднимутся. На лодках, более крупных, чем "Оптимист", втыкающийся шверт делают крайне редко. При посадке на мель такой шверт сильно "нагружает колодец", здесь наверняка со временем появится течь; нередко ломается сам шверт.

Вместо закрепляемых пенопластовых блоков плавучести, как видите, устроены герметичные отсеки - воздушные ящики. Продольные и поперечные переборки выгораживают четыре таких отсека - по одному у транцев и два бортовых. Переборки отсеков одновременно служат важными частями конструкции - придают корпусу прочность и жесткость. На кормовых отсеках размещаются рулевой и еще один-два человека. Настил носового отсека образует удобную палубу. Кстати, под нею предусмотрен небольшой багажник для размещения снабжения лодки - якоря с канатом, черпака.

Не хочу хвастаться, но швертовый колодец получился раскрепленным очень удачно - надежно: в носу - к переборке багажника, в корме - к поперечной банке, которая будет служить сиденьем для двух гребцов, когда возникнет необходимость перейти с парусов на весла. Вторая пара гребцов может сидеть на носовой палубе. А если мы достанем подвесной моторчик "Спутник" или "Салют", его можно будет навешивать на транец. Скорость 6 км/ч под 2-сильным моторчиком гарантирована, даже если придется буксировать несколько "Оптимистов".

- А как же мы назовем этот швертбот? - спросил кто-то.

- Давайте подумаем вместе. Может быть, у кого-нибудь есть предложения?

Оказалось, найти подходящее название не так-то просто. Были перечислены все морские птицы и рыбы, породы китов, названия известных кораблей прошлого. В конце концов всем понравилось название "Робинзон", которое предложил сам автор проекта.

 
disruДата: Понедельник, 06.10.2008, 22:03 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЙКИ КОРПУСА

На другой день на листах фанеры уже вычерчивались шпангоуты "Робинзона". Был предусмотрен тот же хорошо освоенный ребятами процесс сборки корпуса вверх килем, какой использовался при постройке лодки- дори. Только здесь можно было обойтись без лекал: форму корпуса задавали два транца, три поперечные переборки (на шп. 1, 2 и 6) и три шпангоутные рамки (шп. 3, 4 и 5). Верхние концы топтимберсов всех рам соединили шергень-планками, которые служили затем основанием для установки поперечного набора на стапель. Его сделали из двух параллельных досок, поставленных на ребро простроганными и выверенными кромками вверх.

Шпангоутные рамы и установка набора на стапель.
1 - фортимберс обвязки транца (шп. 7) и топтимберсы шп. 1, 2, 4, 6 и 7, 18 х 45; 2 - рейка, 32 х 32; 3 - зашивка транца, 8 мм; 4 - бимс транца, 18 х 75; 5 - рейка, 18 х 50; 6 - шергень-планка, 25 х 75; 7 - флор шп. 3 - 6; вырезать из доски 18 х 100; 8 - рейка 25 х 25; 9 - переборка, фанера 4 мм; 10 - скуловая кница с обеих сторон шпангоута, фанера 4 мм; 11 - рейка, 18 х 50; 12 - рейка 25 х 25 х 300; 13 - переборка бортового отсека, фанера 4 мм; 14 - флор шп. 2; вырезать из доски 18 х 165; 15 - переборка рундука, фанера 6 мм; 16 - рейка, 25 х 25; 17 - обвязка носового транца, 18 х 120; 18 - бимс носового транца, 18 х 60; 19 - зашивка носового транца, фанера 8 мм; 20 - флор, фанера 4 мм; 21 - старнкница (в корме) и кноп |в носу); вырезать из доски 30 мм; 22 - киль, 28 х 125; 23 - скуловой стрингер; склеить из двух реек по 22 х 22; 24 - бортовой стрингер, 22 х 22; 25 - швертовый колодец; 26 - привальный брус 22 х 40; 27 - продольный брус стапеля, 50 х 150; 28 - раскос из рейки 18 х 50
 
disruДата: Понедельник, 06.10.2008, 22:05 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:

Обводы шпангоутов "Робинзона" (проекция "корпус" теоретического чертежа).
Расстояния между шпангоутами указаны на чертеже установки набора на стапеле.
 
disruДата: Понедельник, 06.10.2008, 22:07 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
Основные данные швертбота "Робинзон"
Длина наибольшая, м 4,72
Длина по КВЛ, м 3,80
Ширина наибольшая, м 1,70
Ширина по скуле, м 1,31
Высота борта в носу /на миделе/ в корме, м 0,76 /0,52/ 0,52.
Масса (вес) порожнем, кг 108
Пассажировместимость 4 взрослых
или 6 детей
Площадь парусности, м2 7,30

Когда все шпангоуты, переборки и транцы были выверены и раскреплены, на них наложили киль. Подтянув его при помощи шнуров вплотную к транцам, наметили положение вырезов под киль в поперечном наборе. Затем киль сняли и сделали эти вырезы, обработав стамеской до плотного прилегания киля ко всем флорам. Поставив киль на место, закрепили его на клею и шурупах 4 х 40, завинчиваемых по два в каждый флор. Крепление киля к транцам дополнительно усилили кнопом и старнкницей, выпиленными из 25-миллиметровой доски. Эти кницы причерчивались по месту, как когда-то причерчивались основания швертовых колодцев. После обработки кромок обе кницы прижали струбцинами к килю и закрепили на клею и шурупах.

Двое ребят тем временем собрали швертовый колодец и теперь занялись его монтажом. Сначала прострогали торцевые стенки колодца так, чтобы он плотно входил между переборкой на шп. 2 и флором на шп. 4. Затем причертили к килю нижнюю кромку колодца. Шпонки колодца врезали в киль, затем поставили колодец на место, хорошо смазав его основание клеем. На клею и шурупах закрепили колодец и к переборке на шп. 2. (Разумеется, те кто собирал колодец, не забыли загрунтовать перед сборкой внутренние поверхности его стенок и хорошо окрасить - сделать это, когда колодец стоит на месте, довольно трудно.)

Швертовый колодец "Робинзона".
1 - основание, 28 х 100; 2 - стенка, фанера 6 - 8 мм; 3, 10 - шпонка, дуб 30 х 50; 11 - рейка, 20 х 20; 5 - планширь, 15 х 100; 6 - рейки планширя, 15 х 40; 7 - резиновые шайбы, 32 х 3; 8 - болт М8 х 140 с гайкой; 9 - шайба металлическая, 3 х 25; 12 - киль; 13 - полоса стеклоткани шириной 60 мм на эпоксидном клее.

 
Форум » Учебный » Постройка яхт » ПОСТРОЙКА ШВЕРТБОТА "РОБИНЗОН" (ЖОРЕС ИВАНОВИЧ В РОЛИ ЯХТЕННОГО КОНСТРУКТОРА)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: