- Точно такой швертбот, ребята, еще не был построен никогда. Подумал я хорошенько, посоветовался кое с кем и набросал проект. Посмотрите: может быть, он вам понравится? Жорес Иванович скромно развернул один из обойных свертков. Ребята увидели чертеж довольно странной лодки, напоминающей "Оптимист", но только с двумя мачтами и вдвое большей длины.
- Верно! Я хочу использовать паруса от "Оптимиста", которые мы уже научились шить, прямо скажем, неплохо. И все остальное, кроме мачт, тоже можно взять от наших швертботов: детали рулевого устройства, блоки, гики. В остальном же новая лодка напоминает "Оптимист" только внешне - очертанием бортов.
Теперь вы в чертежах разбираетесь. Попробуем-ка, глядя на них, сформулировать, чем новый швертбот отличается от "Оптимиста".
Во-первых, вместо совершенно плоского днища, у него - днище с небольшой килеватостью или, другими словами, с V-образностью. В носовой части скула поднимается выше ватерлинии; благодаря этому лодка не будет "цеплять" носовым транцем гребешки волн при лавировке. Если вы представите себе ватерлинию, то окажется, что ее носовой конец не тупой, как на "Оптимисте", а сужающийся, как на лодках с острым форштевнем. Почему я не сделал острого носа? Хотелось сохранить все достоинства корпуса с носовым транцем: большую площадь ватерлинии, а следовательно, высокую начальную остойчивость и хорошую всхожесть на волну, в частности - на попутных курсах. Когда такой швертбот нагоняет крутую волну, он не втыкается в нее штевнем с риском опрокинуться, а мягко всплывает.
Второе отличие: вместо кинжального шверта применен вращающийся, перо руля сделано подъемным. Конечно, швертовый колодец при таком варианте занимает гораздо больше места, зато, если швертбот "наедет" на мель, шверт и руль "автоматически" поднимутся. На лодках, более крупных, чем "Оптимист", втыкающийся шверт делают крайне редко. При посадке на мель такой шверт сильно "нагружает колодец", здесь наверняка со временем появится течь; нередко ломается сам шверт.
Вместо закрепляемых пенопластовых блоков плавучести, как видите, устроены герметичные отсеки - воздушные ящики. Продольные и поперечные переборки выгораживают четыре таких отсека - по одному у транцев и два бортовых. Переборки отсеков одновременно служат важными частями конструкции - придают корпусу прочность и жесткость. На кормовых отсеках размещаются рулевой и еще один-два человека. Настил носового отсека образует удобную палубу. Кстати, под нею предусмотрен небольшой багажник для размещения снабжения лодки - якоря с канатом, черпака.
Не хочу хвастаться, но швертовый колодец получился раскрепленным очень удачно - надежно: в носу - к переборке багажника, в корме - к поперечной банке, которая будет служить сиденьем для двух гребцов, когда возникнет необходимость перейти с парусов на весла. Вторая пара гребцов может сидеть на носовой палубе. А если мы достанем подвесной моторчик "Спутник" или "Салют", его можно будет навешивать на транец. Скорость 6 км/ч под 2-сильным моторчиком гарантирована, даже если придется буксировать несколько "Оптимистов".
- А как же мы назовем этот швертбот? - спросил кто-то.
- Давайте подумаем вместе. Может быть, у кого-нибудь есть предложения?
Оказалось, найти подходящее название не так-то просто. Были перечислены все морские птицы и рыбы, породы китов, названия известных кораблей прошлого. В конце концов всем понравилось название "Робинзон", которое предложил сам автор проекта.