Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

О парусном спорте!

Вторник, 23.04.2024
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Учебный » Постройка яхт » Швертбот "Креветка-2"(часть 1) (прогулочно - туристский)
Швертбот "Креветка-2"(часть 1)
disruДата: Четверг, 09.10.2008, 16:39 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
Впервые чертежи этого простого в постройке и безопасного в эксплуатации швертбота были опубликованы в №38 и 39 "КиЯ", почти 30 лет назад. За прошедшие годы были построены десятки лодок этого типа, причем в большинстве случаев строители вносили в проект усовершенствования и изменения сообразно своему вкусу и возможностям. А после публикации в журнале объявления о предполагаемой рассылке чертежей швертбота по заявкам читателей редакция получила столь большое количество запросов, что оказалось целесообразнее повторить публикацию чертежей в журнале, чем организовывать их размножение и рассылку. Проект был несколько модернизирован с учетом замечаний и пожеланий - получилась "Креветка-2" (см. Л/о 151-153).

Надеемся, что и сегодня этот проект не потерял своей актуальности, тем более, что вышедшие ранее из печати номера "КиЯ" № 151-153 (1991) сейчас практически недоступны для нового поколения читателей. Напомним, "Креветка-2" отличается от "Креветки" тем, что был увеличен объем внутреннего помещения за счет уменьшения объема и длины кокпита. Благодаря этому в швертботе теперь можно разместить две койки, частично (в ногах) располагающиеся в "гробах" по бортам кокпита. Сам кокпит предусмотрен само отливной конструкции со сливными шпигатами, смонтированными в транце. Это способствует повышению безопасности эксплуатации швертбота, остойчивость которого сильно зависит от наличия в трюме воды, переливающейся с борта на борт; кроме того, не требуется удалять дождевую воду из кокпита перед выходом в плавание. Вместо отсеков непотопляемости, располагавшихся по бортам кокпита у транца, в новом варианте здесь оборудуются рундуки для походного снаряжения и подвесного мотора с запасом горючего. От остального помещения рундуки отделены водонепроницаемой поперечной переборкой на шп.7, а для обеспечения непотопляемости в них и в носовой части корпуса у форштевня придется закрепить блоки из пенопласта общим объемом около 120 дм3. Желательно снабдить крышки рундуков надежными защелками (может быть, даже с уплотнением) с тем, чтобы они не открывались в случае, если швертбот положит парусами на воду. Это ограничит поступление воды в рундуки, лодку легче будет поставить на ровный киль.

 
disruДата: Четверг, 09.10.2008, 16:40 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
Для удобства откренивания в свежий ветер экипаж в новом варианте размещается на палубе, а не на "утопленных" вниз продольных банках кокпита. Существенным элементом обеспечения безопасности являются широкие деревянные поручни, закрепленные на палубе в районе кокпита: они помогают экипажу удерживаться на лодке при сильной качке и облегчают постановку швертбота на ровный киль в случае опрокидывания. Через входной люк в наклонной переборке рубки, как это было в первом варианте "Креветки", в каюту попадают брызги и дождь. Поэтому переборка выполнена вертикальной, а для удобства входа в каюту необходимо сделать лючок в крыше рубки, закрываемый брызгонепроницаемой крышкой. Носовая переборка кокпита поднята до уровня палубы, что в аварийных случаях гарантирует от заливания водой носовой части корпуса. Форлюк в крыше рубки не только улучшает вентиляцию и освещение каюты, но облегчает работу с якорем и носовым парусом для малоквалифицированных членов семейного экипажа. Незначительные изменения внесены и в обводы корпуса, наибольшая ширина которого увеличилась на 80 мм, а днищевым обводам шпангоутов была придана небольшая выпуклость для лучшего прилегания фанерной обшивки к флортимберсам.

Оптимальный экипаж для "Креветки-2" - два-три человека. Третий член экипажа может разместиться на ночлег в кокпите, накинув на гик парус для защиты от дождя или росы. На лодке применены вращающийся шверт и руль с подъемным пером, удобные при частых подходах к берегу и плаваниях по рекам. Мачта предусмотрена заваливающейся в корму и установливается в металлическом стандерсе на крыше рубки. В каюте установлен трубчатый пиллерс, передающий осевое усилие от мачты (оно превышает величину водоизмещения!) на киль и поперечный днищевой набор.

 
disruДата: Четверг, 09.10.2008, 16:40 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
Ходовые качества лодки зависят от ее массы, поэтому удовлетворительные результаты могут быть получены при использовании для наружной обшивки, палубы и рубки водостойкой фанеры (авиационной БС, ФСФ либо декоративной). Все открытые кромки фанеры по килю, скуле и транцу необходимо защитить оклейкой лентами тонкой стеклоткани на эпоксидном или полиэфирном связующем в два-три слоя. При сомнительном качестве фанеры оклеивать лучше весь корпус, но в этом случае его масса увеличится на 16 кг. Кромки фанеры, выступающие по периметру палубы и кокпита, закрываются буртиками и штапиками из твердого дерева (дуб, ясень). Для постройки швертбота необходимо 15 стандартных листов фанеры толщиной 5-6 мм и лист толщиной 3 мм для крыши рубки, которая выклеивается из двух слоев. Весь набор корпуса может быть изготовлен из реек и досок хвойных пород древесины, хотя для некоторых деталей все же лучше использовать дуб или ясень (форштевень, киль, шпонки швертового колодца, облицовка комингсов). Соединение деталей осуществляется на водостойком клее с запрессовкой гвоздями и L-wynaMH. Если медных или латунных гвоздей и шурупов достать не удает-ся, весь металлический крепеж и детали желательно оцинковать. Руководством для постройки корпуса может служить книга "15 проектов судов для любительской постройки", издававшаяся издательством "Судостроение" в 1974,1975 и 1985 гг.
 
disruДата: Четверг, 09.10.2008, 16:40 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
Причем в первых двух изданиях опубликованы чертежи первого варианта "Креветки" с открытым кокпитом и укороченной рубкой. Поэтому ниже обратим внимание лишь на специфические особенности технологии изготовления корпуса по публикуемым здесь чертежам. Корпус швертбота предусмотрено собирать по традиционной технологии,в положении вверх килем. Выставив на стапеле пять шпангоутных рамок и транец, крепят к ним киль с форштевнем, врезают рейки продольного набора (скуловые, днищевые и бортовые стрингеры, привальные брусья), затем обшивают набор заранее склеенными до необходимой длины фанерными листами. Рекомендуемая конструкция стапеля, состоящего из двух продольных брусьев с выверенной по горизонту верхней кромкой, показана на чертеже. Горизонтальные кромки обоих брусьев образуют базовую плоскость, которая обеспечивает правильность сборки всего корпуса. На проекции "корпус" теоретического чертежа эта плоскость представляется в виде прямой линии, параллельной КВЛ и отстоящей от нее вверх на 1000 мм. При сборке рам на их стойках необходимо пометить рисками положение базовой плоскости и по ним выравнивать рамы на стапеле. Для контроля при установке на стапель на флорах шпангоутов намечают положение диаметральной плоскости (ДП), а на стапеле натягивают стальную струну точно посередине между продольными брусьями. Из отметок ДП на флорах опускают отвес и добиваются совпадения его веска со струной на стапеле. Средним шпангоутом (или мидель-шпангоутом) является 5-й. Отсчет шпаций ведется от его кормовой кромки. Соответственно шп. З и 1 нужно ставить на стапель так, чтобы их толщина оказалась расположенной в нос от теоретической линии; толщина шп. 7 и 8 1/2 - в корму. Таким образом обеспечивается точность обводов шпангоутов при последующем снятии малки с топ- и флортимберсов. Эта операция состоит в сострагивании кромок со шпангоутов до плотного прилегания к ним фанерной обшивки. Для сборки корпуса раму шп. 5 собирают со сплошным флором; вырез в нем для установки швертового колодца делают после крепления всего набора. Колодец рекомендуется собрать в виде отдельного узла и подогнать его основание к килю еще до постановки днищевой обшивки - в этом случае проще обеспечить необходимую плотность соединения.
 
disruДата: Четверг, 09.10.2008, 16:42 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Награды: 5
Репутация: 6
Статус:
 
Форум » Учебный » Постройка яхт » Швертбот "Креветка-2"(часть 1) (прогулочно - туристский)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: