Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

О парусном спорте!

Четверг, 02.05.2024
Главная » 2008 » Декабрь » 7 » ПРОЕКТ ЯХТЫ
18:25
ПРОЕКТ ЯХТЫ

 Яхты Volvo Open 70: версия 2.0

Новое поколение яхт Volvo 70 роднят с предшественниками, на предельной скорости огибавшими земной шар и ставившими новые рекорды, только очертания корпуса с эмблемами спонсоров. 

Благодаря высоким надводным бортам, объемным угловым секциям корпуса и взмывающим ввысь мачтам, даже на стоянке яхты Volvo Open 70 кажутся такими же внушительными и суровыми и вызывают в душе благоговейный трепет. 

С первого взгляда сложно отличить их от первого поколения яхт класса VOR. Но при более внимательном изучении заметны усовершенствования в деталях конструкции и чувствуется существенно возросшая мощь новых яхт. 

Изменение требований к яхтам данного класса и стремление повысить их скорость стали основными движущими силами эволюции. 

Яхты VO70: новые требования

Первое поколение яхт VO70, созданных для регаты 2005–2006 гг., отличалось лучшими техническими характеристиками, благодаря чему они смогли поднять планку гонок в открытом океане на новый уровень. На финише все участники признали улучшение технических показателей, в особенности возросшую скорость. 

Таким образом, доработка правил проектирования и строительства яхт была направлена скорее на усовершенствование, чем на радикальные преобразования. Разработчики новых требований стремились главным образом разобраться в нагрузках, которым подвергаются движущиеся яхты, на попутных курсах глиссируя с волны на волну. 

Чтобы подтолкнуть конструкторов к разработке более прочных корпусов яхт для повышения их надежности и долговечности, требования по максимальному водоизмещению яхт были снижены до 13,86–14,0 тонны, а максимальная масса бульбы киля была ограничена 7,4 тонны. 

Требования к вспомогательным приспособлениям также подверглись изменениям: было разрешено применение двух стабилизационных швертов и одного или двух перьев руля, но запрещены доставлявшие множество неприятностей регулируемые подводные крылья-спойлеры. 

Требования к надводной части яхт разрешают применять закрутки для всех типов спинакеров и запрещают использовать спинакер гики. Такое решение упрощает парусный комплект на яхте и делает его более удобным для работы экипажа, а также сокращает расходы на разработку и производство парусов. Кроме того, разрешена установка дополнительного топового спинакера, так называемого паруса – code zero, повышающего скоростные показатели яхты при легком ветре. 

К следующему значительному изменению следует отнести разрешение на использование неметаллического стоячего такелажа. Благодаря этому существенно снижается общая масса такелажа. При снижении массы такелажа улучшаются скоростные характеристики яхты, но в тоже время уменьшается момент килевой качки и сила ударов о волны. 

VO70 — новые яхты

Мощность яхты также зависит от ширины корпуса судна. Чем шире корпус, тем выше восстанавливающий (откренивающий) момент. Однако в этом есть и недостаток: при увеличении подводной части корпуса повышается сопротивление воды. 

Новые требования ограничивают максимальную массу пера киля и бульб киля на уровне 7,4 тонны и максимальную осадку в 4,5 метра, следовательно, обеспечивать восстанавливающий момент за счет киля можно лишь до определенной степени; таким образом, ширина яхты в районе ватерлинии выходит на первые позиции. Итак, оптимальное соотношение восстанавливающего момента за счет киля и ширины корпуса в его подводной части является главным предметом, который учитывается при разработке новых яхт дизайнерами. 

Как всегда, подводная форма корпуса играет важную роль. 

«Благодаря плоской кормовой части корпуса яхта легко выходит на глиссирование, но при этом носовая часть зарывается, что ухудшает управляемость яхты на большой скорости», — объясняет Рассел Баулер, сотрудник компании Farr Yacht Design и конструктор яхт команды Telefonica. 

Другим важным направлением работы конструктор Шон Каркик из компании Botin Carkeek, которой компания PUMA доверила создание яхты il mostro, считает достижение оптимального соотношения между показателями яхты при движении по ветру и против него. 

«Мы считаем, что часть времени, проводимая яхтой на курсе галфинд, останется примерно такой же, как и в прошлой гонке, однако в связи с новым маршрутом часть времени движения на курсе фордевинд сократится в пользу работы на встречных курсах», — заявил Каркик. 

«На прошлой регате мы могли наблюдать достоинства различных форм корпусов. Кроме того, стало очевидным оптимальное соотношение между восстанавливающим моментом и скоростью яхты при легком ветре. Эти показатели важны, однако не менее важными мы считаем аэродинамические характеристики яхт». 

Здесь, глядя на яхту в доке, можно понять, в каком направлении развивается проектировка такелажа. Исходя из того, что скорость яхты редко падает ниже двузначного числа, а угол вымпельного ветра редко поднимается выше 90–100 градусов, решающее значение приобретают аэродинамические характеристики такелажа и сопротивление подводной части корпуса. 

Современный такелаж становится более обтекаемым, оснащается элементами, создающими меньшее сопротивление. Той же цели служит и тщательно продуманное расположение фаловых выходных отверстий на мачте. 

Рангоут теперь можно изготавливать из высокомодульного углепластика. В результате он станет более прочным и будет иметь в верхней части меньшее сечение, что позволит еще существеннее уменьшить сопротивление. Однако приходится учитывать возрастающую нагрузку на мачту и принимать во внимание использование топовых парусов на встречных курсах. 

Учитывая, что новые правила позволяют использовать неметаллический такелаж, командам не пришлось ломать голову над выбором материала. Снижение массы такелажа позволило не только улучшить маневренность яхты, но и спроектировать более прочные мачты, способные выдержать дополнительные нагрузки. 

Командам пришлось полностью пересмотреть парусный гардероб своих яхт. Больше не будет спуска с горы на санках в условиях Южного океана. После Кейптауна яхты попадают в совершенно новые условия, в которых для них будут характерны длинные галсы против ветра; особенно это касается 2500-мильного отрезка пути от Сингапура до Китая. 

Благодаря топовым парусам code zero яхты смогут показать превосходные результаты при небольшом ветре. Вероятно, большинство экипажей будут устанавливать эти огромные паруса при истинной скорости ветра в 8,5–9 узлов, что позволит лодкам двигаться быстрее ветра, если угол истинного ветра будет в пределах 40 градусов. 

Скорость яхт в 11 узлов при истинном ветре в 9 узлов станет обычным явлением. Движение против ветра приобретает решающее значение, поэтому команды скорее предпочтут взять на этап четыре паруса для движения против ветра и оставить на берегу один из спинакеров. 

Парусный гардероб нового поколения яхт Volvo 70 на всю регату должен состоять из 24 парусов. Людям, не связанным с кругосветной регатой Volvo Ocean Race, может показаться странным такое большое количество парусов. Однако если принять во внимание разницу условий на каждом этапе, становится очевидным, что победа зависит именно от правильного выбора и использования парусов. 

Парусные гардеробы на различных яхтах могут варьироваться, но типичный набор для этапа будет включать в себя один грот, три джиба для встречных курсов, три стакселя меньшего размера, топовый code zero и пять спинакеров. 

Одной из главных составляющих успеха является правильный подбор парусного гардероба и эффективный контроль лодки. Именно это продемонстрировали яхты ABN AMRO с пером руля на каждой стороне корпуса в регате 2005–2006 гг. 

Яхта, которая остается управляемой при большом угле крена, позволяет нести больший по размеру ассиметричный спинакер и идти круче к ветру. Во время прошлой регаты соперники яхт ABN AMRO попадали в броучинг при крене на 10 градусов меньше, следовательно, им приходилось регулярно уменьшать площадь парусов, так как возникали сложности с контролем яхты. Результатом стало то, что все яхты в гонке Volvo Ocean Race 2008–2009 имеют два пера руля. 

Конструкторы яхт и их экипажи направили огромные усилия на то, чтобы сделать новые яхты более мощными, однако это лишь полдела. Теперь командам необходимо заставить яхты двигаться по новому маршруту на пределе возможностей. Второе поколение яхт, возможно, выглядит так же, как их предшественники, но благодаря существенно возросшей мощности они перешли на совершенно иной уровень.

Просмотров: 1727 | Добавил: disru | Рейтинг: 0.0/0