Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

О парусном спорте!

Четверг, 02.05.2024
Главная » 2009 » Февраль » 21 » ПОДГОТОВКА К ДОЛДРАМС
22:35
ПОДГОТОВКА К ДОЛДРАМС
Gabriele Olivo/Telefonica Blue/Volvo Ocean Race

пятница, 20 Февраля 2009 10:00 GMT

Автор: Mark Chisnell

Вот уже виден свет в конце туннеля долгой и напряженной дороги по направлению к Долдрамс. Однако этот свет исходит от локомотива несущегося навстречу некоторым экипажам – этот локомотив Долдрамс. Флот разбросан по океану от юго-запада до северо-востока и расстояние между крайними лодками Puma и Green Dragon превышает 200 миль – это хорошая возможность для маневра, но не все используют её с пользой.

На 10:00 ZULU (по Гринвичу) флот спускался на юго-восток используя устойчивые северо-восточные Пассаты. Истинный ветер усилился до 20+ узлов, и волна поднялась до 6 метров. На яхтах опять началась «Жизнь на пределе». Учитывая, что все пять яхт идут на одном галсе и не меняют угол к ветру – можно предположить, что шкиперы и навигаторы приняли решение, где они будут входить в зону Долдрамс. 

В авангарде флота держатся неразлучные Ericsson 4 и PUMA, но на самом деле их уже разделяет 40 миль на отрезке с запада на восток. За ними в 60 милях идет Ericsson 3, и благодаря тому, что она находится ближе к ветру Е3 идет более полным курсом и показывает высокую скорость. 60 миль отставания – это не так уже плохо для яхты, которая опоздала на старт на 7 часов. 

Тем временем на севере случилось еще одно заметное событие, испанская яхта Telefonica Blue обошла ирлано-китайскую яхту Green Dragon согласно данным на 01:00 ZULU (по Гринвичу). Напомним, что после столкновения с подводной скалой на старте в Циндао яхта Telefonica Blue была поднята из воды для осмотра и в конечном итоге стартовала с опозданием на 19 часов. Сегодня мы видим, что Боу Беккинг и его команда снова в игре. 

Эти две яхты находятся на удаление в 100 миль друг от друга с востока на запад и похоже навигатор Уоутер «Wouter the Router» подает признаки жизни и управляет яхтой Green Dragon. Пару дней назад мне показалось, что Green Dragon уходит на восток – сегодня у меня уже нет сомнений, Green Dragon осознанно позиционирует себя в качестве самой восточной яхты во флоте, и с этой позиции будет входить в Долдрамс.

Шкипер Ян Уокер изложил свои мысли в письме с борта яхты, сообщив нам, что истинное направление ветра помогло им безболезненно продвинуться на восток. К сожалению, мы в штаб квартире гонки, не можем подтвердить это, так как по техническим причинам не получаем показатели с борта яхты Green Dragon и не можем публиковать их в Центре Данных. Очевидно, что для лидеров ветер зашел по часовой стрелке и сейчас они идут круто к ветру с тем, чтобы оставаться на генеральном юго-восточном курсе. 

Шкипер Ян Уокер высказал соображения, что их стратегия базируется на скорости яхты. Дело в том, что Green Dragon имеет самый легкий киль во флоте и соответственно самый низкий коэффициент откренивающего момента. При движении на встречных курсах и в галфвинд откренивающий момент оказывает фундаментальное значение на скорость яхты.

Наверное, мне следует отметить тот факт, что яхта Green Dragon выступила лучше всех при прохождении Долдрамс в Атлантике. Или лучше не стоит, так как Долдрамс в Атлантике отличаются от Долдрамс в Тихом океане. 

В своем письме шкипер Боу Беккинг высказал свои предположения, почему эти Долдрамс значительно сложнее, чем на 1 этапе в Атлантике. 

1. Нет исторических данных о прохождении гоночными яхтами Долдрамс в Тихом океане в этом районе, поэтому не понятно чем руководствоваться, выбирая коридор. Например, общеизвестно исходя из многолетней практики, что в Атлантике оптимальный коридор находится между 27 и 31 градусом Западной долготы. Тем не менее Беккинг и его навигатор Том Аддис (при поддержке метео консультанта Роджера Бадхама) провели анализ ситуации в Тихом океане и приняли решение, но они не делятся своими наработками. 

2.Навигатор Жуль Салтер в аудио интервью сообщил, что учитывая масштаб океана, они входят в зону Долдрамс не имея никакого представления что их будет ждать у Новой Зеландии. Еще в Циндао в личной беседе он сказал: «мы принимаем решение до того, как бабочка махнет своими крыльями».

Есть еще и вторая часть дилеммы. Решение о входе в Долдрамс нужно принимать заранее, за тысячу миль, а прогноз погоды не позволят с гарантированной точностью определить, как будут развиваться события в момент подхода к Долдрамс. Я разработал и нарисовал графическое изображение с координатами яхт, где они окажутся через 5 суток с учетом прогноза на 4 суток. Как вы видите, за это время они смогут подойти только к Соломоновым островам, это даже не Долдрамс, не говоря уже о юго-восточных Пассатах.

Выводы? 

Нет возможности принять однозначное заключение насколько восточная тактика Green Dragon окажется выгодной в этой ситуации. Моё мнение, если бы Уокер и его команда могли поддерживать такую же скорость, как и лидеры – тогда это означало, что они пошли на необдуманный риск, но учитывая то, что при прочих равных условиях при встречном ветре они определенно отстают от лидеров – восточный маневр это взвешенный и продуманный шаг.

В этой связи вынужден еще раз вернуться к вчерашним комментариям, отвечая на вопрос – является ли маршрут по дуге большого круга самым коротким и как следствие – лучшим. Да, по дуге большого круга – это самый короткий путь, но не самый быстрый для парусной яхты. Самый быстрый путь всегда привязан к погоде и к ветру. Можно рассчитать самый быстрый маршрут, используя исторические данные наблюдений за направлением ветра и метеосводок на данном участнике. Этот метод использует те же самые принципы, о которых мы рассказываем в рубрике FAQ (Часто задаваемые вопросы) касательно Предполагаемого маршрута и Расчета данных (Центр Данных).

Однако, проблема с пятым этапом еще и в том, что рассчитывая самый быстрый маршрут, используя исторические наблюдения и статистически данные по погоде мы, переходя от одной погодной системы к другой, можем добавить до 2000 миль к фактически пройденному маршруту

Исходя из исторических данных можно предположить, что проход Долдрамс с востока должен быть более скоростным, но начиная со времен Магеллана, погода в этих широтах настолько нестабильная и сложно прогнозируемая, что достаточно одного взмаха крыла бабочки, чтобы все изменилось в одночасье. 

Говоря о «генеральном курсе» – как правильно заметил посетитель сайта Ян Симонсон, я допустил ошибку, имея ввиду маршрут «по дуге большого круга», я написал «по генеральному курсу». 

Джим Портер предложил идею, чтобы правилами гонки разрешалось каждой яхте изготавливать комплект запасных швертов, перьев руля и даже перо киля, с тем чтобы как в случае с Telefonica Blue яхты не получали штраф за замену этих составляющих частей. Я не могу комментировать правила гонки, наверное, эти ограничения были введены, чтобы не раздувать бюджеты, что в наше суровое время не самая плохая идея.
Просмотров: 593 | Добавил: disru | Рейтинг: 0.0/0